olgatarolog1 | Дата: Вторник, 10.11.2015, 15:36 | Сообщение # 1 |
Читательница
Группа: Модераторы
Сообщений: 5
Статус: Offline
| Таро (нем. Tarock) - это популярнейшая оккультная система гадательных карт. Многим авторам, пишущим о Таро, присуща курьезная особенность связывать его происхождение с приходом в Европу цыган, откуда время возникновения Таро может быть отнесено к XV столетию. Однако же, если обратиться к фундаментальному своду достопочтеннного Де Живри "Антология Оккультизма" (1931), можно узнать о том, что первые документальные свидетельства о существовании Таро имеют германское (!) происхождение и датируются 1329 годом. Таким образом, мы, вслед за Де Живри, полагаем установленным и доказанным, что учение Таро появилось в Европе в XIV веке, т. е. за столетие до прихода в Европу цыган! Что же касается первой официально "зарегистрированной" полной колоды карт Таро, то здесь пальма первенства, судя по всему, принадлежит Италии. Правда, еще в 1392 году французский король Карл VI, дабы избегнуть меланхолии и несколько развеяться, повелел художнику Жакмену Грингонье изготовить колоду карт Таро. Художник успешно справился с возложенной на него задачей, явив взорам своего монарха колоду из 22 карт Больших Арканов (от лат. arcanum - тайна), выполненных на телячьем пергаменте, с золотым обрезом и, вдобавок, имевших рубашки, инкрустированные серебром. А первая полная, из 78 карт Больших и Малых Арканов, так называемая колода Висконти-Сфорца была создана придворным художником Бонифацио Бембо в 1428 году. Следует особо заметить, что существуют источники, согласно которым эта колода карт все-таки была создана позднее - в 1441 году, когда малоимущий покуда, но весьма амбициозный миланский кондотьер Франческо Сфорца сочетался браком с Бьянкой Марией Висконти, внебрачной дочерью третьего миланского герцога Филиппо Висконти. Однако куда более вероятна третья дата - 1450 год, поскольку она знаменует обретение Франческо Сфорца титула четвертого герцога Милана, вследствие того, что у отца его супруги иных наследников не имелось. И хотя годом спустя состоялось торжественное празднество, посвященное десятилетию брака Франческо и Бьянки, - тоже весомый повод для возникновения колоды, - все же 1450 год, как год создания колоды Висконти-Сфорца, представляется нам более достоверным. Как ни странно, но затем, вплоть до XVIII столетия, картам Таро так и не удалось снискать общенародного признания! Положение коренным образом изменилось к 1773 - 1784 годам, когда граф Антуан Кур де Жебелен, ранее изучавший богословие в университете Лозанны, а потом, будучи уже странствующим проповедником Реформированной церкви, увлекся мифологией и сакральными таинствами и начал по частям публиковать свой беспрецедентный синкретический труд Le Monde primitive, analyse et compare avec le monde moderne ("Примитивный мир, его анализ и сравнение с миром современным"). Очередной том (1781) его поразительного исследования содержал эссе "Об игре в Таро", кроме того в качестве приложения фигурировало принадлежащее его перу "Исследование Таро, включая возможность прорицания посредством карт". Именно там Жебелен первым возвещает гипотезу, касающуюся египетских корней Таро, и возводит учение Таро к легендарной Книге Тота. Это явилось началом. А двумя годами позднее ученик де Жебелена, парижский мастер парикмахерских дел Альеттэ (1738-1791), выпускает в свет под именем Эттейла (имя он изменил в 1781 году, вступив в масонскую Ложу, членом которой его учитель, де Жебелен, стал еще в 1776 году) "Способ поразвлечься посредством колоды карт, именуемых Таро", а через 5 лет он начинает торговать в Париже собственной колодой из 78 карт, обильно насыщенных масонской символикой, причем, именно ему принадлежит первенство привнесения в обиход коммерческого гадания. Эттейла вдохновенно гадал парижанам на картах Таро (а стоило оно весьма недешево по тем временам) и очень скоро заработал на этом целое состояние. Данное обстоятельство - помимо некоторых вольностей, допущенных в символике и порядке следования карт, - способствовало его невыгодной репутации во мнении последователей. В 1788 году Симон Блокель издает колоду, явившуюся вариантом колоды Эттейлы. Позднее он выпускает в свет монографию Джулии Орсини, посвященную описанию и исследованию данной колоды. Кстати, полвека спустя с интервалом в 20 лет были опубликованы еще два варианта колоды Эттейлы. А в 1855 году французский же оккультист Альфонс-Луи Констан (1810 - 1875), которого мы ныне знаем под именем Элифас Леви, публикует свою книгу Dogme et Rituel de la Haute Magie ("Учение и ритуал высшей магии"), ставшую краеугольным камнем в становлении оккультизма. Весьма интригующей представлялась структура его книги: две части по двадцать две главы, каждая из которых соответствует определенному Аркану Таро. Элифаса Леви мало занимала гадательная сфера использования карт Таро. Куда в большей степени он тяготел к раскрытию священных таинств еврейской Каббалы: в его понимании карты воплощали в себе тайный и закрытый от понимания непосвященных алфавит, причем каждому из Больших Арканов соответствовало определенное место на каббалистическом Древе Жизни. Любопытно, что работы Элифаса Леви, повлиявшие на деятельность ряда оккультистов, в числе которых, кстати, уместно назвать и Артура Эдварда Уэйта, вдохновили маститого британского прозаика Эдварда Булвер-Литтона (1803 - 1873) на создание впечатляющих романов: "Преследуемые и преследователи", "Занони", "Грядущая раса", "Удивительная история", исполненных мистики и упоминаний о Таро. Эти романы оказали неизгладимое воздействие на таких мистиков и оккультистов, как С.Л.М. Матерс, У.Б. Йийтс, обучавший А.Э. Уэйта герменевтике, и А. Кроули, чья деятельность была тесно связана с основанным в 1886 году доктором Уином Уэсткоттом Герметическим Орденом Золотого Рассвета, определившим развитие оккультизма в Англии в конце XIX - начале XX столетия. Сэмюэл Лидделл Макгрегор Матерс (1854 - 1918), видный розенкрейцер, разработал основные ритуалы Ордена Золотого Рассвета и был в 90-х годах XIX века, когда Орден считался особенно влиятельным, его руководителем. Матерс явился автором небольшого трактата по толкованию карт Таро - The Tarot: Its Occult Signification, use in fortune telling, and method of play ("Таро: Оккультное значение, использование для гадания, игровая методика", 1888), а его супруга Мойна Бергсон, имевшая способности к рисованию и приходившаяся родной сестрой поразительному французскому философу-интуитивисту Анри Бергсону (1859-1941), удостоенному, кстати, Нобелевской премии по литературе в 1927 году, нарисовала особую колоду Таро, новаторский состав или, точнее, порядок карт которой был определен самим Матерсом: помимо изменения иконографии целого ряда карт, он назначил Силе VIII номер, а Справедливости - XI, но главное - Безумному он отвел I позицию! Так было создано "Таро Золотого Рассвета", явившее миру английскую версию Таро и легшее в основу системы А.Э. Уэйта. Перед тем, как перейти собственно к Уэйту, целесообразно упомянуть еще о ряде исследователей, без которых историю Таро представить практически невозможно. Прежде всего, это последователь Элифаса Леви, Жерар Анкосс (1865-1916), прославившийся под именем Папюс. Он явился автором таких монографий, как "Цыганское Таро" (1889) и "Предсказательное Таро" (1909). Знаменательная деталь: в качестве приложения к последней книге фигурировал альбомчик из 78 карт. Поскольку бумага была дрянная, карты во избежание их скорой гибели предлагалось сначала вырезать, а потом наклеивать на картон. Особенно же плодотворными оказались изыскания Папюса в плане придания Большим Арканам астрологических атрибутов. Швейцарский оккультист и масон Освальд Вирт (1860 - 1943) сумел создать свое графическое воплощение системы Таро Папюса. Его 22 Больших Аркана - образец изысканности и тонкого вкуса, не говоря уже о мастерски явленной символике. Эти карты были включены в издание "Цыганского Таро" Папюса. Кстати, в 1927 году у Вирта вышла из печати собственная монография о Таро. Здесь уместно вспомнить и об ученике Элифаса Леви - Поле Кристиане (1811-1877), чья "История Магии" затрагивает вопросы, касающиеся учения о Таро; между прочим, им же введено впервые и само понятие аркан. Примечательно, что в порядке Кристиана Безумный (у него это - Крокодил), имея нулевой номер, располагается между XX и XXI Большими Арканами. А Элберт Бенджамин (1882 - 1951), он же - К.К. Заин, известный автор 21-томной энциклопедии герметических наук еще в 1918 году выпустил книгу "Священное Таро", которая была в более развернутом виде переиздана в 1936 году и способствовала популяризации Таро в странах латиноамериканского региона. И уже в 1944 году была опубликована поистине уникальная книга, это "Книга Тота" Алистера Кроули (1875 - 1947). Он, считавший себя воплощением Элифаса Леви, вступил в руководимый Матерсом Орден Золотого Рассвета в 1898 году, а в 1909 в своем труде "777" обнародовал нумеро-логические закономерности Таро, частично почерпнутые им у Матерса. Кроули вместе с Фридой Харрис создал свою эксклюзивную колоду Таро, аналогов которой нет. Кроули заслуженно предстает одним из наиболее значительных магов и интерпретаторов Таро XX столетия. Теперь же обратимся к его старшему наставнику, Артуру Эдварду Уэйту. А.Э. Уэйт (1857-1940) родился в США, где прошло его детство, и с самых юных лет интересовался вопросами магии и оккультизма. Причиной столь необычного пристрастия явилось особое состояние, пережитое им во время болезни. Будучи беспредельно угнетен тяжким недугом, Уэйт на несколько дней к ужасу медиков и родных впал в полубессознательное состояние. По его собственному признанию именно тогда на него снизошло озарение, и все его существо пронзило сознание того, что мир и человек едины. После этого он быстро пошел на поправку, а по выздоровлении - несмотря на исключительно ранний возраст - твердо понял, чему намерен посвятить свою жизнь. Он перебрался в Англию и там продолжил свое обучение. Более всего Уэйт был привержен оккультизму. Он изучал Каббалу, алхимию, масонство и пр., пытаясь отыскать ключ, открывающий значение древних ритуалов. Изрядное внимание он уделял доктрине розенкрейцерства. Неудивительно, что когда Уэйт в 1891 году в Лондоне вступил в Герметический Орден Золотого Рассвета, устав которого восходил к розенкрейцерским традициям, он немедленно стал в нем доминировать. Особой страстью Уэйта были легенды о Короле Артуре и о 24 рыцарях Круглого Стола. Исследуя анналы, он пришел к выводу, что под легендарной Чашей Грааля следует понимать не один, а целых четыре предмета, а именно - копье, кубок, меч и блюдо. И эти сакральные предметы символизируют четыре масти Таро: Посохи (Жезлы), Кубки (Чаши), Мечи и Пентакли. Отсюда уже было рукой подать до намерения воплотить идеи и символы Таро в подобающих художественных образах. И тут на помощь Уэйту пришла его верная соратница по Ордену Золотого Рассвета Памела Коулман Смит (1878 - 1951). Урожденная англичанка, она выросла тем не менее в американской семье и обучалась азам своей профессии театрального художника уже в США. Ее в немалой степени влекло к себе и иллюстрирование книг. Будучи по натуре склонна к мистицизму, она в 1903 году вступила в Орден Золотого Рассвета, где сразу же сблизилась с Уэйтом, избрав его своим духовным наставником. Общение с Уэйтом отразилось на ней самым непосредственным образом. С некоторого времени она заметила за собой, что при слушании музыки, которую рекомендовал Уэйт, ей являются необыкновенные и красочные видения. Понемногу она стала их зарисовывать, а потом, в надежде получить толкование, обратилась к Уэйту. Их совместные штудии продолжались достаточно долго и вот - в 1909 году создается небывалая колода карт, чье основное отличие от всех прочих заключалось в том, что впервые оказались снабжены рисунками карты Младших Арканов. По сравнению с вышедшим годом ранее трудом Папюса "Предсказательное Таро", снабженным невзрачным альбомчиком с картами, которые могли использоваться лишь будучи вырезанными и наклеенными на кусочки картона, это была уже действительно полноценная колода, которая, мгновенно завоевав мировую популярность, определила своего рода стандарт для позднейших колод Таро. А через год увидела свет и монография Уэйта "Иллюстрированный ключ к Таро" (A pictirial key to the Tarot). В этой книге описывались все 78 карт Старших и Младших Арканов, а также давались предсказательные значения в прямой и перевернутой позициях. Кроме того, в книге приводился обширный сравнительный анализ всех предшествовавших систем Таро. Несколько слов о самой колоде. Поскольку в "Иллюстрированном ключе" отсутствовали какие-либо астрологические соответствия, наряду с привязкой к литерам древнееврейского алфавита, да и о наличии самой Тайной Доктрины Каббалы высказаны лишь смутные намеки в предисловии, - нельзя избавиться от мысли, что Уэйт, публикуя карты и исследование, ставил перед собой задачу предложить людям колоду, которая, будучи экзотерической, а значит, не перегруженной сверх меры каббалистической и астрологической символикой, сможет стать поистине народной. И это ему удалось. Таро Уэйта - самая популярная система в мире на сей день.Добавлено (07.11.2015, 22:44) --------------------------------------------- Лично мне больше по душе Таро Универсальный Ключ - дает ответы на любые вопросы. Черный Гремуар - темные карты, но только на них идеально смотреть порчи и негативные воздействия, а так же скрытые страхи людей. Очень люблю Йеро, интересная система, похожа на Ленорман. Ну и конечно Руны!!! Хотя с рунами я больше работаю по ставам, работает в 99% случаев. Девочки, буду рада ответить на любой вопрос, а также помогать начинающим тарологам по мере сил))) Добавлено (10.11.2015, 15:36) --------------------------------------------- Девочки! А как Вы относитесь к гаданию в целом? Пробовал ли кто-нибудь ходить гадать у кого-то? А может на форуме есть те, кто и сам немного гадает?
|
|
| |